Строительство и поддержание сухопутных дорог в России всегда являлось одной из трудноразрешимых проблем, но особо остро эта проблема вставала при военных конфликтах.
В Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в результате многочисленных ожесточенных боев были разрушены не только города и села, но и автомобильные дороги.
Восстанавливали разрушенные трассы, следовавшие за нашими войсками, военные дорожники, объединенные под общим названием ВАДовцы. Они расчищали трассы от хлама, оставленного вражескими войсками, строили колейные дороги, реконструировали проезжую часть разрушенных основных дорог, строили и восстанавливали мосты.
Кроме того, ВАДовцы принимали меры для обеспечения безопасности движения, одной из которых была маскировка – для дезориентации противника делали ложные военные объекты и целые аэродромы.
Дорожники наряду с боевыми частями завоевывали победу, нередко под обстрелом врага они возводили мосты и переправы, строили и восстанавливали автомобильные дороги.
Немецкие войска при отступлении разрушали мосты, минировали и взрывали дороги, пытались любым способом задержать наступление советских войск. Дорожники работали в жару и в тридцатиградусный мороз, при постоянной опасности нападения просочившихся в тыл немцев, налете авиации.
Высокие темпы восстановительных дорожных работ советских войск был вынужден признать и противник. Генерал-фельдмаршал Э. Манштейн отмечал в своих воспоминаниях, что «русские были мастерами восстанавливать дороги...
Конечно, дорожники, как тыловые части, намного реже боевых подразделений получали ордена и медали, не так прославились громкими подвигами. Но были и подвиги.
Например, при Сталиградской битве, когда ледоходом были уничтожены все возведенные мосты, дорожники «построили настильную переправу по льду и организовали по ней двустороннее движение автомашин и гужевого транспорта, движение воинских подразделений. За этот подвиг 73 воина-дорожника были награждены орденами и медалями»
При переходе через Большой Хинган воины всех подразделений самоотверженно обеспечивали продвижение войск. Под проливным дождем они строили мосты через горные потоки из заготовленных деревянных ферм, закрепляли камнем болотистые участки, оборудовали броды
По мнению Внотченко Л.Н., «действия войск Забайкальского фронта по сей день остаются непревзойденными. Этот подвиг вполне сопоставим с Альпийским походом Суворова и переходом Скобелева через Балканы. В результате наши танкисты совершили глубокий прорыв в тыл Квантунской армии и тем самым решили исход всей операции»
Если рассмотреть статистику, то можно привести следующие сведения: «за образцовое выполнение заданий командования 39 дорожным частям присвоены приказами Верховного Главнокомандующего наименования: Днепровские, Неманские; 59 были награждены орденами Кутузова, Александра Невского, Красного знамени и Красной звезды.
За героические подвиги и самоотверженный труд 21 256 солдат, сержантов, офицеров, генералов и политработников награждены орденами и медалями, Много тысяч человек отмечены грамотами и ценными подарками начальника тыла Советской Армии, главного дорожного управления Советской Армии, военных советов фронтов
Дважды орденоносный 126-й мостостроительный батальон 3-го Украинского фронта в 1945 году представлял дорожные войска на Параде Победы на Красной площади в Москве.